21 октября 2010 г. в г. Ростове-на-Дону в рамках реализации Федеральной комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте прошла региональная конференция «Безопасный транспорт Дона». В работе конференции приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Администрации Ростовской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители пассажирских автотранспортных предприятий Ростовской области, общественных транспортных объединений и организаций.
Участники конференции, обсудив наиболее актуальные вопросы развития автотранспортной отрасли региона, отметили:
- развитие транспортного комплекса Ростовской области является приоритетной задачей государственной деятельности и бизнеса региона, поскольку его состояние напрямую связано с состоянием промышленно-производственной и сельскохозяйственной структуры региона. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной региональной транспортной системы является необходимым условием подъёма экономики Ростовской области;
- неотъемлемой частью процессов, происходящих на автотранспорте, должны стать мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, совершенствование в этом плане регионального и муниципального законодательства, нормативных правовых документов и ведомственных актов, создание по территориальному принципу многоуровневого информационного пространства, в т.ч. взаимосвязанных автоматизированных информационных и аналитических систем, обеспечивающих безопасность населения на транспорте, обучение и аттестации специалистов и должностных лиц в области транспортной безопасности, усиление государственного контроля (надзора) обеспечения безопасности населения на транспорте.
Одним из эффективных путей реализации задач, стоящих перед автотранспортниками Ростовской области, является системное создание саморегулируемых организаций перевозчиков. Примером положительного опыта такой работы является получение статуса саморегулируемой организации некоммерческим партнёрством «ОАП «Южный регион».
Автотранспортная отрасль области, являющаяся важнейшим элементом экономической системы региона нуждается в безотлагательном реформировании. Стратегическая цель – полное и качественное удовлетворение потребности в пассажирских и грузоперевозках всех отраслей экономики области, качественное улучшение конкуренции в этих сферах автомобильных перевозок, поддержание транспортной безопасности на территории региона. Число субъектов предпринимательской деятельности в сфере автотранспорта на территории Юга России достигло более 110 тысяч. При этом 80% оборота рынка автотранспортных услуг находятся в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счёт пренебрежения требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. По объективному мнению участников конференции изменение системы государственного регулирования деятельности автоперевозчиков – установление института саморегулируемых организаций как способа инновационного развития рынка автотранспортных услуг в новых экономических условиях – является обязательной мерой, способной обеспечить мощный рывок в развитии транспортной отрасли региона.
Появление первых СРО перевозчиков, действующих по принципу добровольного объединения участников автотранспортного рынка – это не только сигнал готовности рынка к переходу на новую модель работы, но и сигнал неэффективного государственного регулирования. Государственным органам необходим систематизированный подход, позволяющий обеспечить высокое качество нормотворческой деятельности, в том числе с целью повышения эффективности в сфере контроля и надзора за исполнением положений законодательства, поскольку неэффективное регулирование обременяет государственные органы необоснованной функцией контроля (надзора) за исполнением соответствующего законоположения, и обходится обществу достаточно дорого. Низкое качество регулирования, контроля и надзора влечёт более высокие издержки соблюдения регулятивных норм для бизнеса и других заинтересованных кругов, вносит элемент неопределённости в отношении соответствующих обязательств и, в конечном счёте, сокращает возможности государства по достижению поставленных целей в сфере регулирования, не обеспечивая вместе с тем соблюдения интересов общества.
Введение института саморегулируемых организаций в автотранспортной деятельности позволит:
• Минимизировать процентные ставки по кредитам и лизинговым платежам;
• Инициировать и реализовывать региональные программы на базе ГЧП;
• Создать условия для развития потребительской и кредитной кооперации в автотранспортном комплексе области – экономического объединения субъектов микро-, малого и среднего бизнеса, смежников в единую производственно-финансовую систему, что предусматривается Ведомственной целевой программой Министерства транспорта РФ по развитию малого и среднего бизнеса. Интеграция технологических циклов разрозненных предприятий в замкнутые производственно-финансовые системы позволит осуществлять эффективное отраслевое планирование, управление хозяйственной деятельностью и позволит создать инвестиционную основу для обновления подвижного состава.
Участники конференции обращаются с просьбой к Министерству транспорта РФ максимально сократить сроки разработки, внесения и принятия проекта Федерального закона «Об установлении института саморегулируемых организаций перевозчиков», который будет способствовать повышению ответственности транспортных предприятий за уровень, качество и безопасность предоставляемых услуг, а также динамичному развитию отрасли в целом. Подготовка проекта закона должна осуществляться при широком участии профессионального автотранспортного сообщества.
В целях достижения поставленных целей по развитию автотранспортной отрасли на территории Ростовской области, а также в пределах Южного федерального округа участники конференции просят аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, администрацию Ростовской области оказать содействие в формировании Координационного совета автомобильного транспорта на территории Южного федерального округа. Предложения о порядке и сроках формирования данного совета будут представлены установленным порядком по мере поступления соответствующего запроса.
Резолюция рассмотрена в ходе региональной конференции «Безопасный транспорт Дона», принята единогласно.