Депутат Госдумы Александр Коваль предлагает создать в России Национальное объединение саморегулируемых организаций перевозчиков. Соответствующие поправки в действующее законодательство депутат внес в Госдуму в среду.
В пояснительной записке к документу отмечается, что отмена лицензирования в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов привела к хаосу в отрасли. Парламентарий отмечает, что автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых емких по сравнению с другими отраслями экономики и, по официальным оценкам, составляет порядка 3 триллионов 800 миллиардов рублей в год. Однако отмена лицензирования в 2005 году перевозок автотранспортом без введения альтернативных методов регулирования привела к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и фактически к разрушению как системы регулирования, так и системы управления автотранспортным комплексом.
Парламентарий также отмечает, что ранее документы по лицензированию включали требование по обеспечению безопасности движения, а также безопасности пассажиров и грузов. Вместе с тем, поскольку сейчас лицензирование не проводится, перевозчики не обязаны выполнять требования федеральных законов по обеспечению безопасности граждан и грузов, иметь соответствующую квалификацию специалистов, обеспечивать техническое состояние транспортных средств, и, в частности, их проверку перед выходом на линию. Число субъектов предпринимательской деятельности, по оценкам экспертов, достигло 1 миллиона, однако официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Недостаточный контроль за деятельностью субъектов на автотранспортном рынке привел к тому, что более 80% оборота рынка, по экспертным данным, находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов, заявляет Коваль. "Фактически цена перевозки сегодня - это цена на топливо", - отмечает он.
При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. В документе отмечается, что 70% парка подвижного состава физически и морально устарела, не отвечает современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 миллионов единиц. Коваль констатирует, что в настоящее время "практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика, катастрофически упал уровень профподготовки". Он уточнил, что на сегодняшний день лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или индивидуального предпринимателя). Под контролем Ространснадзора сегодня находится 78 тысяч лицензиатов общей численностью 360 тысяч транспортных средств или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в РФ, отмечает он.
При перевозке пассажиров автотранспортное предприятие не несет полной гарантированной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, кроме случаев вины самого автоперевозчика. Кроме того, действующая система не обеспечивает экономическую защиту жизни пассажиров при автоперевозках, отмечает парламентарий. Для разрешения этой ситуации он предлагает создать в России Национальное объединение саморегулируемых организаций (СРО) перевозчиков. Для перехода к новой модели регулирования деятельности автоперевозчиков предлагается установить переходный период с 2010 по 2012 год. Законопроект вводит особенности обеспечения материальной ответственности перевозчиков. Так, у каждого члена СРО должен быть заключен договор страхования ответственности при перевозке пассажиров или грузов. Предусматривается и создание компенсационного фонда (за каждое транспортное средство автоперевозчик обязан перечислить не менее 3 тысяч рублей).
Член каждой организации должен обеспечить соответствующую профессиональную подготовку своих сотрудников. В организации должно быть не менее одного должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Документом также предусматривается, что с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года автоперевозчики вправе осуществлять деятельность по выбору на основании либо лицензии, либо выданного СРО перевозчиков свидетельства о членстве в организации.
РИА Новости
|