Тезисы выступления Президента РСПП А.Н.Шохина на заседании Подкомитета по развитию саморегулирования Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров 20 мая 2010 г.
Одним из наиболее актуальных вопросов совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности является снижение административных барьеров для бизнеса. В этой связи РСПП создан Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров.
Одной из наиболее эффективных форм снижения административных барьеров является введение саморегулирования в различных областях деятельности. Замена государственного регулирования саморегулированием рассматривается нами в качестве важнейшего направления административной реформы, обеспечивающего снижение государственного вмешательства в экономику.
Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания в рамках указанного Комитета Подкомитета по развитию саморегулирования, который согласился возглавить член Правления РСПП Леонид Александрович Казинец.
В отличие от большинства развитых стран, где саморегулирование складывалось естественным путем столетиями, в нашей стране за советский период традиции саморегулирования были утрачены и возрождаются фактически с нуля.
Во многих областях экономической деятельности элементы саморегулирования сейчас вводятся в административном порядке путем законодательного закрепления. Данный подход представляется неизбежным применительно к российским условиям, но требует постоянной настройки правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций.
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает лишь общие требования к саморегулированию. Фактическое наполнение саморегулирования и передача государственных функций саморегулируемым организациям осуществляется путем соответствующей корректировки отраслевых законов.
Такой подход привел к тому, что различных отраслях экономической деятельности саморегулирование развивается неодинаково и имеет существенную специфику. В некоторых отраслях саморегулирование существует уже достаточно давно (например, в арбитражном управлении с 2003 года), в некоторых сложилось относительно недавно (например, в строительстве и т.д.), а в некоторых делаются только первые шаги в этом направлении (например, в медицине).
Нам представляется важным обеспечить постоянный обмен опытом между саморегулируемыми организациями и их объединениями, осуществлять мониторинг развития саморегулирования, определять и транслировать на другие отрасли лучшую практику саморегулирования, а также принимать меры по противодействию негативным тенденциям, которые могут складываться при развитии саморегулирования.
По мнению РСПП, саморегулирование в целом успешно заменяет государственное лицензирование и государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивая необходимый уровень защиты интересов участников экономических отношений.
|