Саморегулирование на автомобильном транспорте

Категории раздела

Мои статьи [43]

Наш опрос

СРО
Всего ответов: 217

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Предприниматели уже сегодня готовы лоббировать свои интересы в открытую
Как известно, коррупция и «теневая экономика» - взаимообусловленные явления. С целью выяснения, насколько сегодня велико желание у предпринимателей разорвать эти порочные узы и открыто вести хозяйственную деятельность, на Российском деловом портале «Альянс Медиа» был проведен целенаправленный онлайновый опрос пользователей.

Итогом стала продемонстрированная высокая воля к работе в безкоррупционной среде. 69% из двух с лишним тысяч высказавшихся выразили готовность к жизни в России без коррупции уже с завтрашнего дня. Каждый пятый (21%) выбрал ответ «нет», а каждый десятый (10%) – «затрудняюсь ответить». Судя по активности высказавшихся, можно констатировать, что у предпринимателей «накипело». Они устали от вольной или невольной долговременной вовлеченности во всевозможные коррупционные схемы и отношения.

В подтверждение можно привести такой пример. С разницей в более чем десять лет социологи службы «Кассандра» обращались к деловой общественности с одним и тем же вопросом: «Возможна ли сейчас успешная предпринимательская деятельность при соблюдении в любых случаях следующего условия - «не давать взяток?». Первый раз это было сделано на I Съезде представителей малых предприятий в 1996 году, а повторно на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса в 2008 году. Результаты совпали практически «процент в процент». 38% сказали, что это просто невозможно, а 46% (43% в 1996 году) - что «с трудом». Те, кто отвечал утвердительно, оказались в явном меньшинстве – 14% (13% в первом опросе). К сожалению, при этом самым общепризнанным способом решить вопрос у «ретивого» чиновника стало применение принципа «разойтись по-хорошему». Подобным образом предлагают действовать согласно последнему опросу две трети (66%) опрошенных. Воздействовать же на такое «лицо, принимающее решения» через предпринимательские объединения советуют 19%, а опротестовать его действия по закону рекомендуют только 12% респондентов. Чтобы предприниматели как можно скорее обрели твердые позиции в диалоге с властями, Национальным планом по борьбе с коррупцией, подписанным Дмитрием Медведевым 31 июля сего года, предусмотрена подготовка закона о лоббистской деятельности. Как известно, первая попытка подготовки закона о лоббизме с широким привлечением предпринимательской общественности, представителей органов законодательной и исполнительной власти была предпринята в начале 90-х годов прошлого века. Легализация лоббистской деятельности тогда не состоялась, несмотря на достигнутый консенсус по проблеме нормализации практики взаимодействия групп интересов и государства. Об этом свидетельствуют выводы социологов Информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства, сделанные при вторичной обработке эмпирической статистики на эту тему социологической службы «Кассандра». Опросные данные в тот период были получены на двух представительных целевых конференциях: «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни» в 1993 году и «Лоббизм в России: проблемы его законодательного регулирования» в 1995 году. Одной из причин, породивших мысль о необходимости законодательного урегулирования процедуры отстаивания групповых интересов во властных структурах, стал накапливающийся нежелательный лоббистский опыт. Участники опросов его характеризовали, прежде всего, как дикий и неупорядоченный (порядка 50%); скорее как криминальный и/или коррумпированный метод (36%) и только в некоторых случаях (8%) как скорее нормальный, цивилизованный подход. Масштабное распространение получила практика, когда властные структуры предоставляли определенные льготы и привилегии, чтобы заручиться поддержкой влиятельных лоббистов и их организаций. На массовое распространение данного явления указывало 44% респондентов. Часто наблюдали подобное 38% опрошенных. На эпизодичности «сговоров властей с лоббистами» настаивали только порядка 10% участников опросов. С учетом этого 67% респондентов указывали, что лоббизм в России способствовал в ущерб всем участникам социально-экономических преобразований решению вопросов лишь определенных групп предпринимателей и политиков. К таковым относили в первую очередь представителей отдельных отраслей и ведомств (61%), крупного бизнеса (40%), отдельных территорий (35%), а также чиновников (28%). Замыкали рейтинговый список влиятельных лоббистов малый и средний бизнес - с 2% голосов и избиратели (1%). Кроме того, более половины участников (55%) опросов подчеркивали, что намного активнее велось лоббирование иностранных интересов в ущерб внутрироссийских . Происходило это отнюдь не на самом благоприятном социально-экономическом и политическом фоне. Высказывались самые неблагоприятные ближайшие прогнозы. С одной стороны, подавляющее большинство (на уровне 70%) опрошенных специалистов и экспертов полагали, что ситуация и в экономической, и в финансовой, равно как в политической и социальной сферах, будет в дальнейшем только ухудшаться. С другой, - 79% не исключали неблагоприятного сценария, согласно которому будет происходить усиление лоббирования с использованием нецивилизованных методов. В стране к тому же получило распространение довольно предвзятое отношение к самому термину «лоббизм» и его производным, которые, по мнению более 50% респондентов, воспринимались в обществе с явным негативным подтекстом. Подрыв доверия к лоббизму возник из-за отсутствия цивилизованного опыта лоббизма в России – 46% ответов; некомпетентности в вопросах лоббизма - 39%; использования «нечистоплотных» методов лоббирования – 30%. В сложившихся условиях было признано крайне необходимым налаживание цивилизованного контроля за лоббистской деятельностью и порядка 90% участников опросов ратовали за скорейшее законодательное упорядочивание сложившейся практики отстаивания интересов. 81% респондентов высказывали мнение, что группы лоббирования должны получить определенный юридический статус. Вопрос состоял прежде всего в том, как лучше это сделать. Принимать ли самостоятельный закон или поступить как-то иначе? Общее мнение (64%) склонялось к принятию отдельного закона о лоббизме. Остальные варианты поддерживались гораздо меньшим количеством участников обсуждений. Так, за необходимость внесения соответствующих статей в законах о властных структурах высказывался 21% респондентов; за подготовку положения о лоббистской деятельности – 16%. Некоторые контуры закона о лоббизме виделись экспертам следующим образом: - было признано необходимым узаконить регистрацию субъектов лоббистской деятельности. При этом 54% участников опросов настаивали на ее заявительном характере, в то время как 21% - на разрешительной регистрации, и только 19% выступали против регистрации как таковой; - около 70% предлагали предусмотреть пункт об официальном фиксировании того, услугами каких лоббистских организаций пользуются законодатели, работники исполнительной и судебной властей; с ними не соглашалось не более 20% опрошенных; - 55% рекомендовали отразить в законе положение об организации специальной подготовки кадров для лоббистской деятельности, считая, что лоббистов должен отличать высокий профессионализм. Они должны уметь, по мнению 40% экспертов, принимать участие в работе консультационно-совещательных органов; консультировать и проводить экспертизу по готовящимся государственным актам и решениям (39%); воздействовать на общественное мнение и средства массовой информации (37%); предоставлять необходимую информацию для обоснования и принятия законодательных и других решений (33%). Их не поддерживал 31% респондентов. Дискуссионным был вопрос о целесообразности законодательно определить перечень интересов, которые не могут лоббироваться во властных структурах. 29% участников опроса высказались «за», 36% - «против», а 35% не пришли к определенному мнению. Высказывались также рекомендации по адаптации в России зарубежного опыта лоббистской деятельности. При этом чаще всего в качестве примера приводились США – 35%, Германия – 24%, Франция – 10%, Италия и Канада – по 6%, Англия и Япония – по 4%. Респонденты продемонстрировали довольно высокую солидарность в вопросе о сроках разработки и принятия закона о лоббизме. Для этого потребуется, как предполагали многие (54%), не менее чем один-два года. Если подходить к вопросу о принятии закона о лоббизме с позиций сегодняшнего дня, то среди прочего важно, что с его помощью можно рассчитывать на активизацию процессов самоорганизации в обществе, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Как показывают социологические опросы Информационно-аналитического управления, предприниматели крайне неохотно обращаются за помощью в существующие бизнес-объединения, ассоциации или союзы из-за часто высказываемых сомнений в эффективности проводимой ими лоббистской деятельности. В то же время в бизнес-среде имеется высокая заинтересованность в отстаивании их интересов в государственных структурах и органах власти. Лоббирование же на законных основаниях в состоянии повысить авторитет предпринимательских общественных объединений и, соответственно, значительно расширить круг заинтересованного сотрудничества с ними и оказать содействие прогрессу малого и среднего предпринимательства, говорится в материалах Информационно-аналитического управления НП "МЦРП". ИА "Альянс Медиа"

Источник: Предприниматели уже сегодня готовы лоббировать свои интересы в открытую // Деловая пресса номер 34 (483) от 22.08.2008
 


Источник: http://www.lobbying.ru/print.php?article_id=3465
Категория: Мои статьи | Добавил: Станислав (28.08.2008) | Автор: Станислав E W
Просмотров: 1572 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Станислав  
0
С развитием саморегулируемых организаций, принятие закона "О лоббизме" потеряет актуальность. ИМХО.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск