Саморегулирование на автомобильном транспорте

Наш опрос

СРО
Всего ответов: 217

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2008 » Июнь » 5 » Кто не рискует?
22:45
Кто не рискует?

Полис страхования гражданской ответственности необходим транспортным компаниям, осуществляющим доставку груза в междугородном и международном сообщении, экспедиторским компаниям, оказывающим услуги по организации перевозок и помещающим товары под процедуру внутреннего таможенного транзита, организациям, осуществляющим курьерские отправки груза и почты.

Защита перевозчика и экспедитора

В России страхование ответственности экспедиторов и автоперевозчиков, предлагаемое страховыми компаниями, предусматривает страхование тех рисков, избежать которых автоперевозчики и экспедиторы заинтересованы прежде всего. Страховой полис ответственности перевозчика покрывает риск повреждения груза при транспортировке, в случае пожара, опрокидывания транспортного средства, иных ДТП, в результате хищения. Кроме того, перевозчик может застраховать свою ответственность в случае невыполнения им своих обязательств по доставке груза: например за просрочку или за неправильную отправку груза. Страхуется также ответственность за ущерб, причиненный грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц. В полис страхования могут быть включены таможенные риски: ответственность страхователя за уплату таможенных пошлин и налогов в случае недоставления товаров, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита.

Если международные перевозчики страхуют свою ответственность практически в 100% случаев, то внутрироссийские делают это крайне неохотно, привыкнув полагаться исключительно на свои силы. Но ситуация быстро меняется.

При оформлении договорных отношений российского клиента (грузоотправителя) с автоперевозчиком или логистической компанией (экспедитором) у первого часто возникает вопрос, застрахована ли ответственность за сохранность груза у фирмы, которая его принимает к перевозке. И предпочтение отдается тем, у кого ответственность застрахована.

От страхования отказываются единицы, и это, как правило, занимающиеся внутрироссийскими перевозками физические лица без какой-либо регистрации даже в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющие права заниматься коммерческой деятельностью, отдельные почтовые операторы, грузовладельцы, своими силами осуществляющие развозку товара по городу. Еще несколько лет назад на страховом рынке можно было увидеть значительное различие условий страхования и тарифов в предложениях страховых компаний, предлагающих страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Сейчас те, кто не отказался от страхования данного вида, существенно поменяли условия страхования, добавили дополнительные риски, изменили тарифную политику и подход к урегулированию претензий.

При расчете суммы страховой премии зачастую учитывается множество параметров — парк транспортных средств, количество рейсов, перевозимые грузы и их характеристики, маршруты перевозок, статистика убыточности и даже деловая репутация транспортной компании. Для сравнения предложений разных страховых компаний недостаточно знать набор рисков, которые предлагаются для страхования, и страховой тариф. Нужно оценивать, какой порядок урегулирования подразумевает тот или иной договор страхования и какой пакет документов необходимо собрать для выплаты страхового возмещения.

Сумма компенсации, вернее ущерба определяется на основании обоснованно предоставленной претензии к застрахованному автоперевозчику грузовладельцем. В данной претензии, кроме оригиналов различных документов, связанных с перевозкой и грузом, предъявляется расчет стоимости по убытку, включая, как правило, сюрвейерский отчет, который конкретизирует причину и характер ущерба, а также подтверждает обоснованность предъявленной претензии и расчет по убытку. При положительном исходе событий, когда вина перевозчика и то, что он в результате своих действий причинил ущерб имуществу грузовладельца, документально доказана последним, страховая компания должна возместить ущерб грузовладельцу за автоперевозчика по условиям правил и страхового полиса или договора страхования. Перевозчик может перечислить в страховую компанию франшизу как не возмещаемую часть по убытку или перечислить франшизу грузовладельцу. В любом случае франшиза будет удержана по выплате страховщиком. Довольно часто ущерб не превышает франшизы, и тогда весь убыток остается на совести автоперевозчика. В том случае, если грузовладелец страхует грузы, а автоперевозчик свою ответственность в одной страховой компании, вероятность выплаты увеличивается.

Перевозчики, которым данный полис нужен только для предъявления клиентам-грузовладельцам, выплат от страховщиков не ждут, соответственно некоторые договариваются о дешевом варианте оплаты за такой формальный полис. Стоит помнить и о том, что существуют и такие «страховые компании», которые достаточно дешево продают фиктивные страховки по ответственности автоперевозчиков, по которым никогда не будет осуществлена выплата. От такого негативного подхода к страхованию ответственности страдают в первую очередь грузовладельцы и во вторую страховщики, которые добросовестно работают на рынке данных услуг.

Разные вещи

Часто перевозчики и грузоотправители путают страхование груза и ответственности перевозчика либо считают, что одно может заменить другое. Действительно, оба вида страхования направлены на защиту той или иной стороны договора перевозки от транспортных рисков. Отличия между ними обусловлены тем, чьи интересы защищает конкретный договор.

Все виды событий, вследствие наступления которых может быть утрачен или поврежден груз во время транспортировки, можно разделить на две группы: 1) за которые перевозчик несет ответственность в силу закона или договора; 2) за которые перевозчик не отвечает. К первым относятся, в частности, дорожно-транспортные происшествия по вине водителя, перевозящего груз, повреждение груза вследствие недостатков или скрытых дефектов транспортных средств, столкновение с подвижными или неподвижными объектами, съезды с дорожного покрытия; ко второй группе — провалы конструкций мостов, тоннелей, путепроводов, разного рода природные явления, некоторые виды хищений и так далее. При страховании грузов страховщиком — в рамках его правил возмещаются убытки по утрате действительной стоимости груза независимо от вины автоперевозчика, который принял груз к перевозке, с учетом возможности предъявления суброгации виновной стороне, а при страховании ответственности автоперевозчика — наличие вины перевозчика обязательно, и ее необходимо учитывать при выплате. По данному виду страхования ответственности будут возмещаться убытки грузовладельцам при наличии документально обоснованной претензии к перевозчику и доказанной его вины в результате причинения вреда имуществу грузовладельца.

На практике примерно в половине случаев, а то и чаще, ответственным за повреждение или утрату груза является перевозчик, поэтому грузовладелец зачастую пренебрегает заключением договора страхования грузов, полагаясь на стопроцентное возмещение убытков со стороны транспортной компании. Это шаг довольно рискованный, поскольку отечественными законодательными актами и нормами международных конвенций установлен ряд ограничений по основаниям возникновения и по размеру ответственности перевозчика. Кроме того, у грузовладельца далеко не всегда есть возможность контролировать условия страхования (страховую сумму, страховые риски, величину франшизы) и выполнение перевозчиком требований по договору страхования ответственности, таких, как своевременная оплата страховой премии, заявление страховщику сведений об имеющихся транспортных средствах, выполнение инструкций страховщика. Несоблюдение подобных требований может повлечь за собой полный или частичный отказ в выплате страхового возмещения.

Время от времени и перевозчик, зная о страховании груза со стороны грузовладельца, в своем стремлении снизить издержки, отказывается от заключения договора перевозки, но при этом забывает, что страховая компания, выплатившая страховое возмещение по договору страхования грузов, имеет право взыскать выплаченную сумму с лица, ответственного за повреждение или гибель груза, и обязательно это сделает, а защитой от претензий со стороны страховых компаний также является только договор страхования.

Наличие у каждой из заинтересованных сторон своего полиса делает процедуру урегулирования претензий менее болезненной и для перевозчика, и для грузовладельца. Кроме того, страховщик, сознавая потребности рынка, и сам стремится ускорить решение вопроса о выплате страхового возмещения путем достижения соглашения со страховщиком, защищающим интересы другой стороны договора перевозки. Итак, выгодно ли страховать профессиональную ответственность? Простой пример: стоимость страхования ответственности автоперевозчика гораздо ниже тарифов при страховании грузов, при этом перевозчик, заключивший даже стандартный договор страхования и оплативший страховую премию в пределах эквивалента нескольких тысяч долларов США, адресует решение своих проблем страховщику, а не стоит перед выбором продажи транспортных средств для компенсации ущерба, а иной раз и ликвидации своего бизнеса. Различия по объему страхового покрытия между полисом страхования груза и полисом страхования транспортных операторов со всей очевидностью демонстрируют необходимость страхования, как для грузовладельца, так и для перевозчика.

Российская специфика

Сегодня страхуется порядка 20–30% перевозимых грузов, как ввозимых на территорию РФ, так и вывозимых за ее пределы. Определить долю рынка страхования ответственности автоперевозчиков довольно сложно, поскольку данный вид страхования считается проблемным и противоречивым. Можно сказать, что их количество предположительно колеблется в пределах 10–15%. Сегодня в России сложилась ситуация, которую можно назвать правовым нонсенсом. Страхование ответственности перевозчика в России в случае автоперевозок не имеет никакого смысла ввиду отсутствия нормативно-правовой базы. Существующее законодательство в одной своей части говорит о невозможности страхования автоперевозчиками (экспедиторами) своей ответственности по договору, а в другой разрешает заниматься подобным видом страховой деятельности.

Как отмечают игроки рынка, отсутствие законодательного разрешения на страхование ответственности перевозчика в чистом виде является главным сдерживающим фактором для увеличения доли клиентов, страхующих профессиональную ответственность. Кроме того, во многих ситуациях квалификация действий водителя является затруднительной. В последнее время участились случаи признания судами договоров страхования ответственности перевозчиков ничтожными. При наступлении страхового случая в большинстве случаев перевозчик рискует остаться ни с чем, т.к. суд никогда не удовлетворит иск компании-перевозчика к страховой компании, если она необоснованно откажет в выплате, признав, согласно Гражданскому кодексу, договор страхования ничтожным. Решением данной проблемы, по мнению экспертов, должно стать принятие соответствующих законов, а также применение механизмов саморегулирования в автотранспортной деятельности, подразумевающих наличие компенсационного фонда или страхования субсидиарной ответственности саморегулируемой организации.

Пока данной коллизии не будет предложено какое-то решение, и страховщики, и страхователи будут применять альтернативные страховые продукты, такие, как страхование ответственности за причинение вреда, или страхование грузов, или вовсе незаконные виды договоров. Страховые компании ожидали, что после отмены лицензирования автоперевозчиков появится закон об обязательном страховании их профессиональной ответственности (по аналогии с отменой лицензирования строительных компаний), но подвижек в этом направлении пока не предвидится. Сегодня необходимо для страховых компаний и их клиентов законодательно определить правила игры и не вносить смуту в их перспективный бизнес.

Виктория Загоровская

Журнал «Автопарк»

Постоянный адрес статьи:
http://www.park5.ru/articles/1/377/

 
Просмотров: 920 | Добавил: Станислав | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей