Саморегулирование на автомобильном транспорте

Наш опрос

СРО
Всего ответов: 217

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2008 » Июнь » 4 » Сам себе надзор.
13:20
Сам себе надзор.

Вопрос о переносе части функций государственного регулирования на предпринимателей сегодня широко обсуждается. В декабре 2007 года принят федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО), в котором предусмотрена возможность обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в этих самых саморегулируемых организациях. Многие профессиональные сообщества понимают необходимость и выгоды таких объединений, но механизмы их регулирования, принятые законодательно, вызывают пока больше вопросов, чем ответов.

Новый закон заслужил внимание практически всех профессиональных сообществ: Всероссийского союза страховщиков, Ассоциации российских банков, Ассоциации пенсионных фондов, Союза арбитражных управляющих, Института профессиональных аудиторов и многих других. Недавно он обсуждался экспертами на конференции, проходившей на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Согласно новому закону, саморегулирование понимается как самостоятельная деятельность профессионалов, основанная на определенных стандартах и правилах. Причем стандарты эти вырабатывают сами члены саморегулируемых организаций. Закон также регламентирует отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса саморегулируемой организации. Таковой признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом «О некоммерческих организациях» (НКО).

Организация такая должна соответствовать ряду требований. Так, в составе СРО должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности. СРО должна обеспечить дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена перед потребителями товаров или услуг через страхование или с помощью специального компенсационного фонда. Компенсационный фонд – это механизм обеспечения коллективной ответственности за ущерб, нанесенный потребителям членами СРО.

Сегодня в стране насчитывается более 300 тыс. некоммерческих организаций. Однако далеко не все из них саморегулируемые. А только те, кто обладает несколькими признаками. Первый – достаточное количественное представительство. Второй – наличие опубликованных правил деятельности. Третий – наличие механизмов ответственности перед потребителями. Теперь всевозможные гильдии, хотя бы тех же «ларечников» или предприятий общественного питания, могут устанавливать свои стандарты, защищать свои интересы, чтобы пользоваться преимуществами на конкурентном рынке. К примеру, если на бутылке с водой будет стоять знак о членстве в ассоциации – значит есть дополнительная страховая защита и потребителя, и производителя товара. А это серьезное конкурентное преимущество.

Хотя членство в СРО является добровольным, федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного присоединения к ним для предприятий, занимающихся отдельными видами деятельности. Например, эксперты считают, что членство в СРО позволит малому бизнесу успешнее отстаивать свои права в суде, так как саморегулируемая организация в состоянии нанять хорошего юриста.

Известно, что регулировать предпринимательскую деятельность можно двумя способами: либо лицензированием, либо с помощью так называемых институтов общественного регулирования. Второй принцип заложен в деятельность нотариата, профессиональных оценщиков, участников рынка ценных бумаг, рекламистов, аудиторов, страховщиков.

По мнению специалистов, организации профессионалов нужны также в качестве противовеса медлительности и консерватизму, свойственным государственному аппарату. Поэтому, считают эксперты, для полноценного функционирования рынка необходимо передать ряд функций регулирования негосударственным структурам.

Согласно новому закону, саморегулируемым организациям отведена роль посредника между органами государственной власти, профессиональными участниками рынка и их клиентами. Институт СРО рассматривается экспертами также как инструмент защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля, его необоснованного вмешательства в рыночные процессы.

Новый закон, по мнению его разработчиков, призван коренным образом изменить систему регулирования экономики и снизить степень давления со стороны государства на предпринимательские и профессиональные отношения. Фактически в СРО передаются функции лицензионного контроля, установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, проверки соблюдения законности компаниями – членами СРО.

Однако уже на этапе обсуждения концепция законопроекта вызвала неоднозначную реакцию со стороны представителей самых различных отраслей. Мнения разделились от полной поддержки до абсолютного неприятия. В первую очередь сомнения вызывает сам факт готовности нашего предпринимательского сообщества к саморегулированию. Тем более с такими широкими полномочиями. Существует мнение, что создание СРО приведет к сращиванию бизнеса и власти и в конечном итоге не облегчит жизнь предпринимателям, а, наоборот, загонит их в еще более жесткие рамки по сравнению с системой существующего государственного контроля.

Известно, что саморегулирование только тогда оправданно, когда оно экономически эффективно. Всем понятно, что в СРО приходят организации, которые прошли первый этап выживания на рынке. Кроме того, важно, чтобы не повторился принцип сталинской коллективизации: «Колхоз – дело добровольное, но если не хочешь вступать – отберем скотину».

Действительно, о какой экономической эффективности можно говорить, когда, к примеру, процедура наказания нарушителя, прописанная в законе, перещеголяла все мыслимое и немыслимое бюрократическое крючкотворство? Так, если потребитель считает, что нарушены его права, он может пожаловаться в то СРО, чьим членом является производитель. СРО за установленное ею самой время должна рассмотреть жалобу и направить к производителю представителя контрольного отдела. Затем после доклада об итогах проверки в дисциплинарном комитете необходимо направить предложения в совет СРО для принятия окончательного решения. И если нарушение подтвердилось, следует уведомить Федеральную регистрационную службу о принятии мер воздействия, а также опубликовать информацию о сути конфликта и мерах наказания виновных в средствах массовой информации.

Понятно, что такие сложные механизмы не способствуют работоспособности системы СРО. А значит, пока они не будут упрощены, и предприниматели, и их клиенты будут сталкиваться с разного рода трудностями.

 
Просмотров: 825 | Добавил: Станислав | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Статья сама по себе хорошая, и тот факт, что вопрос обсуждался на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, говорит о многом. Но критика "забюрократизировнного процесса" и описание "сложного"механизма ответственности (которое не соответсвует, изложенному в Федеральном законе) говорит о поверхностном изучении вопроса. К сожалению....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Календарь

«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей