С очередными разъяснениями по теме саморегулирования выступил на семинаре, состоявшемся 20 мая в Общественной палате РФ, председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
Он напомнил собравшимся, что еще в 2001 году лицензируемых видов деятельности в РФ было около двух тысяч, в то время как в развитых странах эта цифра не превышала 30-40. За семь лет законодателям удалось найти выход из ситуации предельной бюрократизации производства: произошло его разгосударствление в виде создания саморегулируемых организаций производителей продукции.
«По сути, взаимодействовать в нашей модели должны два института – производители и потребители, уже есть огромный, стихийно сформировавшийся пласт права, куда государство не допущено, - сложившиеся правовые отношения производителей с потребителями, судебные решения по прецедентным вопросам», - сообщил В.Плескачевский.
Модель саморегулирования, разработанная для России, имеет четко выраженный отраслевой характер, но она подразумевает, что общества потребителей также будут со временем усиливать свое значение в системе, чтобы не дисбалансировать ее.
«Если отрасль не занимается своими стандартами, ими займется государство – так стоит вопрос. При этом отрасль должна понимать, что от атак со стороны потребителей она ничем не защищена», - сказал В.Плескачевский.
Он посоветовал производителям перехватывать инициативу у государства, брать ответственность на себя.
«Механизмом саморегулирования в развитых странах часто является репутационная ответственность – то есть риск потери профессии. В нашей модели ключом системы является компенсационный фонд. Если жалобы потребителей принуждают СРО платить из него, не думаю, что проштрафившийся член СРО продержится в СРО более двух-трех обращений», - считает В.Плескачевский. Фонд гарантированного исполнения обязательств выступает, по мысли депутата, не только «специальным регулятором», как признал Конституционный суд РФ, то есть своеобразным органом власти, но и образующим звеном коллективной ответственности СРО за каждого своего члена.
«Это достаточно строгий механизм для того, чтобы, с одной стороны, ограничить посягательства чиновников на регуляцию отрасли в своих интересах, а с другой - выкинуть вон недобросовестных производителей», - полагает В.Плескачевский.
Модель российской СРО подразумевает, что каждая из них будет состоять из организации, принимающей стандарты, органа контроля за текущей ситуацией и – самое главное – дисциплинарного комитета, уполномоченного судить членов СРО и накладывать санкции вплоть до исключения.
Механизмом же защиты компенсационного фонда должно являться страхование, однако убедить страховщиков в выгодности страхования коллективной ответственности пока не удалось, признал В.Плескачевский.
Он убежден, что ближайшей целью законодателей должно стать принятие программы саморегулирования с жесткими сроками реализации в рамках административной реформы, и тогда в ближайшие полтора года процесс образования СРО приобретет необратимый характер.
Все консультации, ответы на типовые и нетиповые вопросы, примерные документы выкладываются на сайте
”Саморегулируемые организации России”, сообщил В.Плескачевский.